|
Персональная страничка Denn'а :: ПРОЕКТЫ ПО РАЗРАБОТКЕ "ПРИМОЧЕК" ДЛЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ :: SansMarshall
ПРОЕКТ: Педаль перегруза на базе SansAmp GT2 и Marshall Guv'Nor
В основе данной разработки лежат две замечательные транзисторные гитарные "примочки": SansAmp GT2 от Tech21 и Guv'Nor от Marshall.
От SansAmp'а взята секция перегруза (с доработками), а от GuvNor'а - темброблок. В устройстве также реализован высокоомный (1 МОм) входной каскад для идеального согласования с любой электрогитарой, а также выходной буферный каскад с низким выходным сопротивлением для согласования с любыми последующими цепями (длинный кабель, низкоомный вход микшера и т.п.).
Схема лишена недостатков SansAmp: щелчки при включении/выключении эффекта, сильные шумы в паузах, отсутствие регулировки средних частот.
Принципиальная электрическая схема
На первом ОУ D1.1 реализован буферный каскад для байпаса, который представляет
из себя обыкновенный повторитель напряжения. Полевой транзистор (далее - ПТ) VT1
осуществляет предварительное усиление сигнала (в 3...5 раз), а также придаёт
звучанию некую "ламповость" (подробнее см. тут).
Далее сигнал попадает на секцию "искажения", реализованную на ОУ D2 в виде
двух ступеней. Искажения появляются из-за ограничения ОУ по питанию. Коэффициенты
усиления ступеней изменяются с помощью трёх-позиционного переключателя
(микротумблер на две группы с нейтральным положением) "Crunch/Rythm/Lead".
"Crunch" - минимальное усиление обоих ступеней, "Rythm" - больше усиления
НЧ-составляющей, "Lead" - самое большое усиление обоих ступеней, максимальный
гейн. На ОУ D3 реализован двухступенчатый ФНЧ с крутым срезом, который
грамотно отфильтровывает ненужные (немузыкальные) ВЧ-искажения. На этом схемотехника
оригинального SansAmp'а заканчивается :)
Далее идёт секция формирования тембра (эквалайзер), которая без изменений взята
от Marshall Guv'Nor. В общем-то стандартный маршалловский пассивный гитарный
темброблок, проверенный временем. После темброблока идёт буферный каскад
(повторитель напряжения на ОУ D1.2), который реализует низкое выходное сопротивление
независимо от положений регуляторов тембра/громкости эффекта.
Двухсекционный ножной переключатель (DPDT, с фиксацией) коммутирует выходы буферов
(байпас/эффект), индикатор включения эффекта, а также в режиме байпаса блокирует
поступление сигнала на вход секции "искажения" для исключения наводок.
Из оригинальной схемы SansAmp'а исключён спикер-симулятор, однако на возможность
игры "в линию" это не повлияло - педаль прекрасно работает напрямую в пульт, в
аудио-карту и аналогичные негитарные системы усиления. Работа в гитарный вход
(комбик, DI-box) не вызывает никаких нареканий.
Единственная настройка требующяяся в данной схеме - подбор рабочей точки ПТ,
осуществляется резистором в цепи истока (2.4 ком, на схеме отмечен "*") до
получения на стоке примерно 60% напряжения питания (около 5.5 вольт при питании 9 вольт).
Схема даёт невероятно большое суммарное усиление в режиме "перегруза", поэтому
к монтажу и экранировке предъявляются самые серьёзные требования! Мой вариант
собран на стандартной макетной плате, соединения элементов выполнены выводами
радиоэлементов. Все неиспользуемые контактные площадки "макетки" соединены с
общим проводом или со средней точкой (виртуальной землёй ОУ). Соединительные
проводники между платой и органами управления/коммутации - короткие насколько
это возможно, и экранированные. При неудачном расположении элементов на плате
может возникать самовозбуждение (свист) в режиме максимального усиления, в моём
варианте этого не случилось :)
Для успеха дела требуются комплектующие хорошего качества (не выпаянные из
старых радиоприёмников и т.п.). Конденсаторы желательно брать не керамические,
электролиты на напряжение не менее 25 вольт (с приличным запасом, но всё же).
Микросхемы (ОУ) необходимо устанавливать на панельках, чтобы не перегреть их
во время пайки. Вообще, аккуратная пайка требуется и для остальных радиоэлементов,
т.к. последние миниатюрные и очень "нежные" по части перегрева.
По поводу ОУ расклад следующий. В оригинальной схеме SansAmp'а в секции "искажения"
используются TLC2262C, которые мне не удалось достать, поэтому я использовал
доступные мне AD822. Применение этих ОУ обусловлено двумя обстоятельствами:
1) низкий уровень собственных шумов и 2) уровень выхода ограничен только напряжением
источника питания. Схема прекрасно себя ведёт с TL072 и возможно большинство
слушателей Вашего творчества и не заметит особой разницы, однако нюансы всё-таки есть ;)
Фотосессия :)
Ниже привожу фото моего варианта "примочки" (при наведении мыши всплывают комментарии):
Примеры звучания
Звуковые примеры были записаны напрямую "в линию" без какой-либо обработки (кроме нормализации) при помощи следующего оборудования:
- Электрогитара: Ibanez RG3120TW (датчики: нэк - DiMarzio PAF Pro, бридж - DiMarzio ToneZone);
- Шнуры: самодельные из провода Tasker C285 1x0.50 Professional Noiseless Guitar Cable (2 метра);
- Собственно испытуемая "примочка": SansMarshall;
- Звуковая карта: M-Audio Delta-44 (запись в режиме 24 бита, 44.1 кГц);
- Контроль: наушники NADY QH560 (явно не труЪ! что плохо повлияло на отстройку звука);
- Запись: SoundForge v8.0 (+ нормализация, обрезание хвостов, понижение битности);
- Подготовка сэмплов: Lame v3.93 (кодирование в MP3, 112kbps, mono);
Режим байпаса (тестируем: звучание гитары, читаемость, передачу нюансов):
Режим "Crunch" (слабый перегруз):
Режим "Rythm" (средний перегруз, подъём НЧ/нижней середины):
Режим "Lead" (максимальный перегруз, для сольных партий):
Возможности темброблока (тестируем "задирание" частот):
Передача нюансов звукоизвлечения конкретных приёмов игры:
- звучание интервалов, максимальный гейн, режим "Marshall", бриджевый датчик
- "глушение" (palm-muting), гейн на середине, режим "Mesa/Boogie", бриджевый датчик
- флажолеты (harmonics), гейн на середине, режим "Mesa/Boogie", бриджевый датчик
- "тэппинг" (tapping), максимальный гейн, режим "Mesa/Boogie", бриджевый датчик
Предупреждение1: за качество исполнения ногами не бить, сыграно "на скорую руку" и как смог :)
Предупреждение2: большинство примеров записаны на весьма "мутном" датчике DiMarzio ToneZone.
Версия печатной платы любезно предоставлена камрадом Олегом
Схема стабилизированного блока питания
ссылки по теме:
Обратная связь
Обсудить SansMarshall на ФОРУМЕ
Обсуждение на форуме GTLab.Net
Оставить отзыв в гостевой книге проекта
Старый форум (на Народ.Ру)
|