Персональная страничка Denn'а
   МЕНЮ:
 Новости
 Обо мне
 Фотоальбом
 Полезняшки
   ПРОЕКТЫ:
 D&Co Records!
 Сделай сам
 Орион-128
 Программинг
   ССЫЛКИ:
 Было дело...
 Мои друзья
 Мои контакты
   ПОИСК

Персональная страничка Denn'а :: ПРОЕКТЫ ПО РАЗРАБОТКЕ "ПРИМОЧЕК" ДЛЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ :: Доработка "ЛЕЛЬ ЦЗ" Назад

 ПРОЕКТ: Доработка отечественной цифровой задержки "ЛЕЛЬ ЦЗ"


Если вы ещё не выкинули такое чудо отечественного примочкостроения как "ЛЕЛЬ ЦЗ", то предлагаю дать ей вторую жизнь :)
Одна из основных причин отказа от этого прибора - сильное "замыливание" звука, т.е. качество передачи звукового сигнала оставляет желать... а если честно, то не выдерживает никакой критики! Этот недостаток имеет место быть благодаря трём причинам: 1) отвратительное качество отечественной элементной базы, которая использована в устройстве, 2) далёкое от совершенства схемное решение и 3) неграмотная разводка/компановка платы.
Тем не менее, из данного прибора можно извлечь определённую пользу с минимальными затратами. Как показывает практика, далеко не всегда требуется идеальное качество задержанного сигнала. В некоторых случаях даже наоборот у отражённых сигналов дилея/ревера подрезают НЧ/ВЧ для чёткого выделения основного (прямого) звука. В данном приборе подрезание НЧ/ВЧ у отражённых сигналов за нас сделали производители :), но к сожалению "зацепив" при этом и канал прямого сигнала. Избавлению от последей напасти и посвящён данный проект.
Доработка Лели заключается в реализации прямого (необработанного) канала, посыла на эффект, возврата с эффекта и сумматора на импортной элементной базе в виде отдельного блока, экранированного от основной платы устройства. Минусы такой доработки: 1) мы лишаемся возможности питать устройство от батареек (на самом деле полное безумие питать от батареек ревербератор на отечественных микросхемах!) и 2) устройство утрачивает функцию преампа (дополнительного регулируемого усиления сигнала), что для устройств такого плана в общем-то и не требуется.

Принципиальная электрическая схема

Схема

На ОУ D1.1 собран буферный каскад, который представляет из себя обыкновенный повторитель напряжения и реализует высокое входное сопротивление (1 МОм) необходимое для достоверной передачи сигналов слабых источников с высоким внутренним сопротивлением (например, электрогитары). Выход каскада поступает на резистивный сумматор прямого и обработанного сигналов.
На ОУ D2.2 собран буферный каскад, который также представляет из себя повторитель напряжения и реализует развязку резистивного сумматора от цепи возврата обработанного сигнала с частотно-зависимым выходным сопротивлением.
Аналогичным образом буферный каскад на ОУ D2.1 развязывает цепь сумматора от влияния входной цепи эффекта. На самом деле входная цепь имеет достаточно высокое входное сопротивление и, учитывая малое выходное сопротивление ОУ D1.1, каскадом на ОУ D2.1 можно было бы пренебречь. Любители экономии энергии :) могут исключить этот каскад (сняв сигнал "Delay IN" напрямую с выхода ОУ D1.1), а в качестве D2 использовать микросхему с одним ОУ в корпусе, например TL061. В моём распоряжении были только сдвоенные ОУ, поэтому я сделал так как показано на схеме. Хуже не будет ;)
Последний каскад на ОУ D1.2 усиливает ослабленный сумматором результирующий сигнал и реализует низкое выходное сопротивления устройства для идеального согласования с последующими приборами. Честно говоря, до точного расчёта коэффициента усиления этого каскада дело не дошло (хотя на самом деле - дело нехитрое), я привожу номиналы подобранные "на глазок" (точнее - на слух). Субъективно, при указанных на схеме номиналах устройство слегка ослабляет прямой сигнал, но на практике это не мешает, по крайней мере не дало серьёзного повода всё разбирать и подгонять заново :)
Правильно собранная схема не требует наладки. Поскольку усиление каскадов схемы либо равно единице, либо не велико, то серьёзных требований к монтажу и экранированию не предъявляется. Самое главное - экранировка всей платы доработки от основной платы Лели, но это осуществляется конструктивно, об этом - ниже.
ОУ D1 является основным "проводником" необработанного сигнала, поэтому к нему предъявляются самые жёсткие требования в плане качества. Рекомендуется не хуже TL072. В качестве ОУ D2 можно использовать любой ОУ, в том числе и тот же TL072. Опять же, из соображений энергосбережения :) можно порекомендовать TL062. Если есть в наличии счетверённый ОУ (например, TL074), то монтаж/компоновка упрощаются.

Реализация

Готовая плата доработки выполнена на стандартной "макетке" и выглядит так:

Готовая плата доработки

Для экономии места микросхемы расположены одна на другой - выводы питания напаяны параллельно, а остальные у верхней отогнуты в стороны и распаяны согласно схеме. В моём варианте в позиции "сверху" ;) находится ОУ D2. При использовании счетверённого ОУ такие "извращения" не требуются :)
Распайка выполняется выводами самих деталей, неиспользуемые контактные площадки соединяются с общим или с "виртуальным" общим проводом (см. фото, вид снизу):

Расположение микросхем Корпус 2

Готовая плата доработки устанавливается в отсеке для батарей (под педалью).
Во-первых, этот отсек конструктивно экранирован от основной платы устройства, цифровая часть которой даёт достаточно серьёзные помехи в звуковом диапазоне.
Во-вторых, рядом с основной платой просто нету места для размещения чего-либо дополнительного.
Провода с разъёмами для подключения батареек демонтируются и в освободившиеся прорезиненные отверстия пропускаются экранированные сигнальные провода и свитые косичкой провода питания, которые подпаиваются непосредственно к выводам разъёма внешнего питания устройства!

Батарейный отсек (1) Батарейный отсек (2)

Кстати, защитный диодный мост который идёт сразу после разъёма питания я исключил (закоротив диоды VD1 и VD4 моста на плате Лели), т.к. считаю себя человеком сознательным и ошибочными переполюсовками не увлекаюсь, а лишние 1.4 вольта (падающие на диодном мосте) для динамических характеристик устройства не помешают! Тем не менее, если вы придерживаетесь принципа "лучше перебдеть, чем недобдеть", то мостик оставляйте и выводы питания платы доработки припаивайте сразу после него (параллельно электролиту C8 на плате Лели).

Подключение платы доработки к основной плате устройства выполняется следующим образом. Вывод конденсатора C4 идущий к входному разъёму отпаивается и к нему подпаивается сигнал "Delay IN" платы доработки. В освободившееся отверстие печатной платы подпаивается сигнал "IN" платы доработки. Далее, отпаиваются выводы конденсаторов C55 и C56 идущие к выходному разъёму и к ним припаивается сигнал "Delay OUT". В любое из освободившихся отверстий печатной платы подпаивается сигнал "OUT" платы доработки.
Т.к. расположение элементов "родной" платы устройства достаточно плотное, необходимо уделить внимание изоляции мест соединений сигнальных проводов с отпаянными выводами деталей!

Переделка входной цепи Переделка выходной цепи

На плате "Лели" необходимо выпаять следующие элементы: резисторы R61, R72 и конденсатор C57.

Демонтаж лишних деталей

Последний штрих - установка дополнительного фильтрующего электролитического конденсатора (47.0 мкф x 16 в) в цепи питания (-5 вольт) "родных" ОУ устройства. Дело в том, что "родной" ёмкости (на схеме - C30, 47.0 мкф x 10 в) недостаточно для устранения неприятных биений прослушиваемых с частотой повторений эффекта.
Было бы неплохо установить ещё дополнительную ёмкость (10.0 мкф x 16 в) параллельно конденсатору C53, но это для любителей идеальной тишины :)
Мне хватило дополнения ёмкости к C30 (на фото дополнительный выделен красным цветом):

Дополнительная ёмкость

Звучание

Звуковые примеры я не выкладываю, т.к. звучание самого эффекта в результате доработки не изменяется, а прямой сигнал передаётся практически как есть (определяется качеством ОУ и двух разделительных ёмкостей в цепях сигнала на входе и выходе). Уровень шума определяется положениями регуляторов "Уров." и "Чувств.", т.е. уровнем собственных шумов эффекта.
В отличие от прямого (доработанного) канала, цепи эффекта имеют заметно меньший динамический диапазон и в следствии этого легко перегружаются. В некоторых случаях эту особенность можно использовать как "спецэффект", в остальных случаях рекомендуется уменьшать уровень подачи сигнала на цепь эффекта с помощью ручки "Чувств." до исчезновения слышимых искажений повторений сигнала.

Что ещё можно улучшить?

Если устройство достаточно давнего года выпуска, то рекомендуется заменить все электролитические конденсаторы на новые с номиналами указанными на схеме и на напряжение не менее 16 вольт. При высыхании этих ёмкостей, в паузах начинает прослушиваться некое завывание с частотой повторов эффекта.

Для снижения уровня шума при слабом добавлении эффекта к прямому сигналу можно перенести регулятор "Уров." и поставить перед входом ОУ D2.2 платы доработки.
А именно, вывод "C" подсоединить к контакту P14 (см. схему Лели), а регулятор "Уров." (3R2 на схеме Лели) поставить вместо резистора 100к соединяющего вход ОУ D2.2 с "виртуальным" общим проводом. Вход 5 ОУ D2.2 подключить к движку регулятора.
Однако, считаю что труды по такой переделке не слишком оправдывают себя, т.к. в реальном применении устройства (живое исполнение на сцене) разница будет слабо заметна.

Как вариант можно организовать разрыв цепи прямого сигнала, задействовав например переключатель "Хор/Ревер.", который обычно используется только в положении "Ревер.".
Для этого необходимо отпаять идущие к нему два проводника и замкнуть их между собой. Любой группой переключателя организовать простейшую коммутацию резистора 47к платы доработки между выходом ОУ D1.1 (вывод 1) и "виртуальным" общим проводником (на схеме незакрашенная стрелочка).


Обратная связь

   Оставить отзыв в гостевой книге

   Обсуждение на форуме GTLab.Net

 © 2008 Соловьёв Денис Перепечатка материалов, размещённых на сайте допускается только с разрешения автора !
Hosted by uCoz